АрхПросвет. Часть 1: Общественные пространства

Очень многим нашим читателям хочется узнать не просто новости, а почитать про теорию создания общественных пространств и современные процессы благоустройства. Мы с удовольствием запускаем рубрику “Архпросвет”, где будем стараться умничать интересно для вас.

Мы же с вами постоянно говорим здесь об общественных пространствах. На них и только на них сфокусирован взгляд Центра развития экономики малых городов. Но будет верным, если мы сверим свое видение относительно этого понятия. Что такое общественное пространство сегодня, как его понимать?

Попробуем разобраться.

Можно подумать, что понятие «общественное пространство» используется для определения всего, что отделяет нас от дома и работы. Это не совсем верно. Исторически общественное пространство города (и не только города) являлось местом встреч местного сообщества, где можно было общаться, взаимодействовать, решать конфликты и обсуждать общие для всех вопросы.

Функционирование общественного пространства было одновременно связанно и с вопросами органи­зации жизни населенного пункта, и того, кто в этом пространстве находится. С философской точки зрения общественное пространство – это не улица, площадь или бульвар со сквером, это сообщество. Интересно, что общественным пространством может являться даже кладбище. Яркий пример – Пер-Лашез в Париже, где, помимо скорбящих по безвременно ушедшим, собираются музыканты и гуляют молодые мамы с колясками. Все зависит от традиций и культуры жителей определенного места. Хочется им гулять на кладбище – да, пожалуйста. Важно, что у них на этот счет есть общее согласие, что так должно быть.

Кстати, эта философия очень заразительна, потому что резонирует с представлениями большинства о том, как должен жить и развиваться город. Тот самый, который “для людей”.

Говоря же о парках, скверах, набережных, улицах, создаваемых или благоустраиваемых по инициативе государства, города или коммерческой организации, мы имеем в виду, как правило, достаточно конкретный функционал — что-то, что не относится к нашему дому или работе, но и не является общественным пространством. Это прежде всего инструмент для решения какой-то определенной задачи или достижения определенной цели: реализации имиджевых проектов, развития городской экономики, привлечения туристов, решения образовательной, культурной или экологической задачи. Создание пространств с такими четко определенными функциями часто становится одним из ключевых факторов развития городской экономики.

Поэтому и об эффективности или неэффективности такого пространства нужно говорить исходя именно из цели его создания. Это довольно просто: если в новый парк никто не ходит, а на торговой улице никто не торгует, значит пространство неэффективно и необходимо что-то менять.

Специалисты верно считают, что помимо архитектурного и градостроительного должно вестись и социально-культурное проектирование территории, на чем настаивает наш Центр. Не зря у нас есть целый исследовательский блок и команда классных исследователей.

Но нельзя отпускать территорию после сдачи ее в эксплуатацию до тех пор, пока жители не научатся ею управлять самостоятельно. Это в теории. На практике же часто это очень тяжело сделать, и Центр, передавая все авторские права и сам проект муниципалитету в дар, передает ответственность за территорию на местный уровень. Содержите ее, наблюдайте за ней, потому что местное сообщество может в любой момент органично для себя и неожиданно для города сменить функционал пространства, и территория заживет вообще по другому сценарию. Нужно всегда быть к этому готовым. Важно помнить, что для небольших городов такие пространства не просто выполняют функцию рекреации или решают задачу имиджа, но помогают местным жителям развиваться вместе с этими объектами, находить новые смыслы и видеть перспективы в родном городе. А это уже прямая экономика, согласитесь.

По материалам сайта “Архсовет”.